Изумрудная сеть: краткое введение

Организационно-правовые основы Изумрудной сети

Изумрудная сеть [the Emerald Network] — это сеть территорий особого природоохранного значения (ТОПЗ) [Areas of Special Conservation Interest (ASCI’s)], формируемая в рамках Конвенции о сохранении европейской дикой природы и естественной среды обитания (Бернская конвенция) [the Convention on the Conservation of European Wildlife and Natural Habitats (the Bern Convention), русское название Конвенции приведено в официальном переводе, сделанном Советом Европы].

Изумрудная сеть ТОПЗ официально учреждена Резолюцией № 3 (1996) Постоянного комитета [Standing Committee] Бернской конвенции для решения задачи формирования Панъевропейской экологической сети (ПЕЭС), поскольку ТОПЗ представляют собой ключевые территории [Core Areas] ПЕЭС.

Формирование ПЕЭС — первое тематическое направление Панъевропейской стратегии в области биологического и ландшафтного разнообразия [The Pan-European Biological and Landscape Diversity Strategy], в свою очередь представляющей собой вклад Европы в выполнение Конвенции о биологическом разнообразии [The Convention on the Biological Diversity (CBD)].

Таким образом, формирование Изумрудной сети — одно из важнейших направлений деятельности по выполнению в Европе Конвенции о биологическом разнообразии.

Как и большинство международных конвенций и в отличие от законодательства Российской Федерации, Бернская конвенция представляет собой документ так называемого «мягкого права» [soft law]: в ней отсутствуют меры принуждения к выполнению положений Конвенции; многие конкретные положения в рамках Конвенции установлены документами в статусе рекомендаций ПК; Стороны Конвенции могут делать для себя исключения из некоторых её положений. Это позволяет каждой из Сторон участвовать в Конвенции в оптимальном для себя режиме.

Статья 4 Бернской конвенции предусматривает принятие мер по сохранению мест обитания видов флоры и фауны [the habitats of the wild flora and fauna species], особенно занесённых в приложение 1 (строго охраняемые виды растений) и приложение 2 (строго охраняемые виды животных), а также находящихся под угрозой природных местообитаний. Резолюция № 1 (1989) ПК определила основные понятия, связанные с деятельностью по территориальной охране природы в рамках Конвенции. Понятие «место обитания вида (или популяции)» [«habitat of a species (or population of a species)»] определено как абиотические и биотические факторы окружающей среды, естественные или изменённые деятельностью людей, существенные для жизни и воспроизводства особей данного вида (данной популяции), действующие в пределах природного ареала данного вида (данной популяции). Такое определение больше соответствует понятию «среда обитания вида (популяции)», однако практически при выявлении ТОПЗ обычно имеют дело с пространственно ограниченными совокупностями указанных факторов, то есть именно с «местами обитания» соответствующих видов или их популяций.

Понятие «природное местообитание» [«natural habitat»] определяется как «биотоп» [«a biotope»], представляющий собой характерный тип территории или акватории, отличный от других по своим географическим, абиотическим и биотическим особенностям, полностью природный или изменённый человеческой деятельностью. При этом подразумевается, что данный тип территории или акватории имеет самостоятельную природоохранную значимость, а не как место обитания каких-либо конкретных видов. Учитывая, что в русскоязычной литературе одно из значений термина «биотоп» подразумевает однородное по абиотическим условиям пространство, занятое биоценозом, а другие значения термина «биотоп» являются синонимами терминов «местообитание вида» и «стация», здесь уместно употребить термин «природное местообитание».

Таким образом, при выявлении ТОПЗ учитывают две основные группы приоритетных объектов:

  1. места обитания строго охраняемых видов флоры и фауны;
  2. находящиеся под угрозой природные местообитания.

Рекомендация № 16 (1989) ПК определяет ТОПЗ как предназначенные для этого государствами территории, каждая из которых удовлетворяет хотя бы одному из следующих условий:

  1. вносит существенный вклад в выживание находящихся под угрозой видов, эндемичных видов или любых видов, упомянутых в приложениях 1 и 2 к Бернской конвенции;
  2. поддерживает значительное число видов в зоне с высоким видовым разнообразием или важные популяции одного или нескольких видов;
  3. содержит важный или репрезентативный участок находящегося под угрозой типа местообитаний;
  4. содержит выдающийся образец какого-либо особого типа местообитаний или группы различных типов местообитаний;
  5. представляет собой территорию, важную для одного или большего числа мигрирующих видов;
  6. иным образом вносит существенный вклад в достижение целей Конвенции.

Резолюцией № 4 (1996) ПК установлен перечень находящихся под угрозой местообитаний, требующих специальных природоохранных мер (далее — приоритетные местообитания), а Резолюцией № 6 (1998) ПК — перечень видов, требующих специальных мер по охране мест своего обитания (далее — приоритетные виды).

Следует отметить, что в Резолюции № 4 перечислены, разумеется, не конкретные местообитания, а типы природных местообитаний, поименованные, в версии 2010 г., в соответствии с классификацией местообитаний EUNIS.

Перечни видов (редко — подвидов) растений и животных, установленные Резолюцией № 6 (1998), существенно отличаются от перечней строго охраняемых видов растений и животных, установленных собственно Бернской конвенцией. С одной стороны, в Резолюции № 6 (1998) упомянуты только те виды из приложений 1 и 2 к Бернской конвенции, которые, по мнению составителей документа, требуют мер по охране мест своего обитания. С другой стороны, в той же Резолюции упомянуты и некоторые нуждающиеся в территориальной охране виды животных, занесённые в приложение 3 к Бернской конвенции (охраняемые виды животных). Наконец, в целях гармонизации Изумрудной сети и её воплощения в странах Европейского Союза (ЕС) — Сети Natura-2000, в Резолюцию № 6 (1998) внесены виды, хотя и не вошедшие в приложения к Бернской конвенции, но требующие охраны мест своего обитания согласно документам ЕС. В настоящее время используется версия Резолюции № 6, утверждённая ПК в 2011 г.

Согласно Резолюции № 5 (1998) ПК, в Изумрудную сеть может быть включена любая территория, соответствующая критериям Рекомендации № 16 (1989). Таким образом, сформирован пакет документов для формирования Изумрудной сети.

Смысловая целостность Изумрудной сети достигается тем, что критерии, содержащиеся в Рекомендации № 16 (1989), объединены принципом оценки рассматриваемых территорий: все участки Изумрудной сети должны вносить существенный вклад в достижение целей Бернской конвенции. В совокупности участки Изумрудной сети должны составить основу (ключевые территории) ПЕЭС. Методологический подход к охране природы, реализуемый при формировании Изумрудной сети как основы ПЕЭС, состоит в поддержании природного биоразнообразия путём охраны наиболее уязвимых его компонентов.

Поскольку ПЕЭС должная быть сформирована не только в собственно физико-географической Европе, но на всём панъевропейском геополитическом пространстве, то и в План работы Совета Европы по формированию Изумрудной сети на 2011-2020 гг. (Calendar..., 2010) по инициативе российских экспертов внесены мероприятия по формированию Изумрудной сети в Азиатской России, а также в Казахстане и в Средней Азии.

Примерный порядок формирования Изумрудной сети выглядит следующим образом:

  1. Выявление приоритетных видов и приоритетных местообитаний в каждом биогеографическом регионе в стране.
  2. Сбор данных о выявленных приоритетных видах и приоритетных местообитаниях.
  3. Отбор потенциальных ТОПЗ — участков Изумрудной сети и формирование базы данных по выбранным участкам.
  4. Представление национального перечня потенциальных участков Изумрудной сети в ПК.
  5. Утверждение национального перечня потенциальных участков Изумрудной сети на сессии ПК.

Как разъясняет Совет Европы (The Emerald Network., 2009), обязанности Сторон в отношении ТОПЗ фактически сводятся к тому, чтобы уделять им больше внимания. Наиболее важно наличие адекватного природоохранного режима. При этом важен именно режим, а не способ его установления — будь то создание специальной ООПТ или же введение природоохранных норм и мер на иных юридических основаниях, путём применения социально-экономических стимулов и т.п. В ряде случаев система может хорошо работать и без строгих юридических обязательств.



Редкие растения СССР / Книга содержит сведения о 444 видах растений наших лесов, об их современном распространении и запасах, о необходимых и осуществляемых мерах по их охране. В ней освещено современное состояние охраны редких видов растений в СССР и за рубежом. В приложении дан список охраняемых и нуждающихся в охране рРедкие растения СССР
Книга содержит сведения о 444 видах растений наших лесов, об их современном ...
Лекарственные растения Среднего Урала. Справочник-определитель / Издание, подготовленное сотрудниками Ботанического сада УрО РАН, позволит читателям, интересующимся флорой Среднего Урала, узнать много интересного о дикорастущих и перспективных для введения в культуру (выращивания на приусадебных участках) лекарственных растениях. В справочнике приведены краткие сЛекарственные растения Среднего Урала. Справочник-определитель
Издание, подготовленное сотрудниками Ботанического сада УрО РАН, позволит ...
История русской сирени. Памяти Колесникова / Эта книга — дань памяти выдающемуся селекционеру прошлого иска, благодаря которому появилось понятие «русская сирень». Его уникальные сорта, являющиеся национальным достоянием России, входят в двадцатку лучших сортов мировой коллекции. Непревзойденная «Красавица Москвы», восхищающая многих формой свИстория русской сирени. Памяти Колесникова
Эта книга — дань памяти выдающемуся селекционеру прошлого иска, благодаря ...
Чёрная книга флоры Тверской области / Впервые проведён анализ инвазионной фракции региональной флоры. Выявлены тренды изменения флорогенетических и инвазионных статусов некоторых заносных растений. Описана региональная специфика инвазионной фракции флоры Тверской области, обусловленная климатическими особенностями и традициями культивирЧёрная книга флоры Тверской области
Впервые проведён анализ инвазионной фракции региональной флоры. Выявлены тренды ...